">
Четверг, 19.10.2017, 12:05
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт 3 "Б" класса и Носковой Марины Александровны

Категории
Наш опрос
Ваш УМК
Всего ответов: 472
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Flag Counter
Наш сайт посетили
Самые активные
Скоро!
Скоро праздник
Жизнь
Посчитайте!
Кнопка сайта
.
Погода
Прочитайте!

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Как научить ребёнка читать

 

Что нового?

Родители могут поддерживать первоклассника вопросами, искренним интересом к тому, что он узнал в школе. Во втором полугодии это уже вполне актуально: попросить объяснить новое правило, придумать похожее задание, показать, что сегодня писали в тетрадях. Это поможет определить, все ли ребенок понимает, адекватно ли воспринимает свои успехи. И, что не менее важно, исподволь приучит малыша к тому, что к школьным занятиям он еще раз возвращается дома. Пока – в необязательном режиме, ненадолго, в полуигровой форме.

Если упустить этот момент, со временем выполнение домашних заданий может стать кошмаром для всей семьи.

Домашняя школа

Представьте, каждый вечер, дав себе слово быть терпеливой и доброжелательной, мама занимается чтением и русским, папа мучается с математикой, а бабушка глубокой ночью доклеивает аппликацию. Закончив школьную повинность, все с облегчением вздыхают и надеются, что совместный труд даст наконец результаты. Но, увы, ежевечерние семейные подвиги не обеспечивают успеха ученику. День за днем, открывая тетради, родители видят, что ребенок опять чего-то не понял, не успел. И уроки может сделать только с помощью взрослых, более того, лишь «под нажимом» родителей.

Всех этих неприятностей вполне можно избежать. Прежде всего, нужно вовремя «ухватывать» намечающиеся пробелы в темах, которые уже пройдены.

Кстати, это необходимо делать и с учениками постарше. Например, если третьеклассник все еще не очень уверенно читает, а тексты ему предлагают уже довольно большие. Школьная программа катит вперед на всех парах, и ребенок просто не успевает за ней. Но вас-то программа не толкает в спину, вернитесь к маленьким интересным рассказам с крупным шрифтом, чтобы на самом деле научить ребенка осмысленно читать, довести навык до устойчивого.

чтение с ребенкомА для профилактики будущих неприятностей заранее готовить почву для понимания трудного материала: постоянно и ненавязчиво предлагать ребенку задачки, загадки, игровые задания – в свободную минуту, по дороге домой, на прогулке. Поинтересуйтесь у учителя, какие трудные темы предстоит изучить в ближайшем будущем. Спросите, как можно забежать чуть-чуть вперед, занимаясь дома.

Соревнуясь с ребенком в придумывании и выполнении заданий, не забывайте «ошибаться»: отслеживание чужих ошибок – тоже тренировка.

Не торопитесь и не раздражайтесь: каждому из нас требуется разное время для понимания и усвоения знаний. Вспомните, как вы сами осваивали что-то новое, учились водить машину, изучали трудный предмет. А если бы при этом кто-нибудь стоял у вас над душой и повторял: «Ну, сколько можно объяснять!»?

Обязательно хвалите даже за малейшие успехи. Расскажите о достижениях ребенка во время семейного ужина, например.

Если вам кажется, что какой-то предмет вызывает особенно большие сложности, несмотря на ваши совместные усилия, подумайте о том, чтобы воспользоваться помощью психолога или нейропсихолога. Возможно, у ребенка по какой-то причине отстает развитие отдельной функции: кратковременной памяти, например, или зрительно-пространственного восприятия. Установив причину затруднений, специалист поможет понять – что делать дальше.

Чаще всего родителям вполне под силу справиться с проблемой. Тем более что самые распространенные способы давно и хорошо известны.

Читаем правильно и осмысленно

Первоклассник к концу учебного года должен уже читать и понимать довольно большие тексты. В дальнейшем обучение по всем предметам так или иначе будет строиться на умении читать: длинные параграфы, сложные задания, художественную литературу. И если ребенок не твердо освоит навык или привыкнет читать «неправильно», нескончаемые учебные проблемы ему обеспечены.

читаем с пальчикомМежду тем многочисленные тестирования показывают, что далеко не все дети уверенно читают даже к концу начальной школы, не говоря уже о первом классе. Этому есть несколько причин. Взрослому, который давно умеет читает, читает много и с удовольствием, довольно сложно вспомнить, какой это сложный и многоступенчатый процесс — исследования нейрофизиологов и психологов это убедительно подтверждают. Для первоклассника это большая нагрузка, да еще и темп обучения задан высокий. А если учитель требователен, то бесконечные упреки становятся серьезным стрессом.

В результате часто складывается такая картина: ребенок нетвердо знает буквы и, опознав несколько первых, пытается угадать конец слова. Он очень старается прочитать быстро и правильно, но сбивается, путается, делает большие паузы, возвращается назад, ставит неправильные ударения в знакомых словах, начинает повышать голос, стремясь компенсировать качество громкостью. Эти признаки – не повод для вашего недовольства, а сигнал о неблагополучии и о том, что необходима помощь. Если ситуацию пустить на самотек, такой способ чтения закрепится, переучивать будет невероятно трудно. Источник подобной неприятности – слишком высокий темп, навязанный ребенку. Так называемая проверка техники чтения – самое иезуитское школьное изобретение.

Что делать родителям?

Читая с ребенком дома, ни в коем случае не подгоняйте его! По возможности, договоритесь о том же с учителем.

Находим буквыНавык складывается постепенно, в индивидуальном темпе. Прежде всего, ребенок должен уверенно узнавать все буквы. Не по азбуке, где рядом картинка, а в «россыпи» и в тексте. Для тренировки напишите или выложите буквы в произвольном порядке – пусть зачеркивает, обводит в кружок сначала простые, хорошо знакомые, потом те, которые путает. То же можно делать с текстами, набранными крупным удобочитаемым шрифтом: найти все буквы «п» или слова, начинающиеся с «ю». Для мотивации – предложите выполнить задание «на спор»: кто больше найдет (не забывайте время от времени проигрывать) или сможет ли ребенок найти все пятнадцать букв «о» (заодно и посчитает лишний раз или найдет шестнадцатую, «не замеченную» вами).

Для домашнего чтения выбирайте простые, удобные для чтения книги (с крупным шрифтом!), но незнакомые. Можно попросить прочитать самое начало новой книжки, пока вы домоете посуду, а большую часть дочитайте сами вслух. Или остановитесь на самом интересном месте поближе к концу. Рано или поздно любопытный малыш возьмет книгу и самостоятельно выяснит, чем дело кончилось.

Когда ребенок читает вам, просите читать помедленнее. Переспрашивайте, уточняйте: «Куда медведь спрятался, я не расслышала?»– чтобы выяснить, понимает ли ребенок прочитанное или все силы у него уходят на «озвучивание» написанного.

Это довольно распространенная ошибка взрослых: они думают, что навык освоен, если ребенок тараторит текст в «нужном» темпе. Одним из показателей такого бессмысленного озвучивания могут служить несуразные ударения в знакомых словах.

Еще одна трудность, чисто техническая, – следить за строчкой. Не усложняйте и без того тяжелую работу, позволяйте водить пальцем, подкладывать под строку линейку или закладку. Некоторые учителя советуют закрывать еще не прочитанный конец слова, сдвигая палец вправо по мере прочтения слогов.

И не забывайте, что чтение должно быть актуальным. В школе это просто учебное задание, а дома можно и нужно возвращать ему истинный смысл. Пусть в процессе чтения ребенок узнает полезную для себя информацию. Можно завести грифельную доску, чтобы оставлять друг другу важные записки. Например, о том, что шоколадка лежит в кухонном шкафчике слева. Или о том, что завтра вы идете кормить белок, и нужно положить в карман орешки. Писать, разумеется, придется крупно и разборчиво.

Как ребенок понимает стихиПри любом удобном случае выясняйте, понял ли ребенок прочитанное. Обязательно приучайте его к тому, что текст нужно понимать. Опытные учителя знают: большинство текстов из учебников переполнены непонятными для детей словами. Составители обожают классические стихи и рассказы, пестрящие устаревшими словами или сельскохозяйственными терминами. На одной педагогической конференции прозвучал пример. В отрывке «Бразды пушистые взрывая, / Летит кибитка удалая» школьники понимают два слова: «пушистые» и «летит». «Взрывая» – современные дети толкуют по-своему. Они объясняют, что в этих строчках – описание воздушного боя, где летательный аппарат «кибитка» взорвал какие-то вражеские «бразды».

Проблема не в том, что непонятым останется отдельное стихотворение. В конце концов, ребенок вырастет, перечитает и проникнется его прелестью. Главный вред в том, что маленький читатель привыкает к непониманию. Не понял – и ладно, проехали.

Печальные последствия не заставят себя ждать. Условия задач по математике он тоже будет читать с пятого на десятое. И в диктантах не станет уточнять, какое слово имеется в виду: «лук» или «луг», например. Значит, лишние ошибки гарантированы, даже если ребенок знает правило и умеет его применять.

Совсем отстраниться от школьных требований, конечно, невозможно. Если ребенок читает пока значительно хуже «положенного» и болезненно реагирует на замечания, попробуйте прочитывать дома завтрашний текст, обсуждайте длинные трудные слова. Это должно хоть немного снизить остроту проблемы и придать уверенности.

Снижение успеваемости ребенка от усталостиИногда успешность в освоении чтения снижается во втором классе. В прошлом году все было хорошо, а теперь учитель жалуется: мол, недавно еще хороший ученик стал лениться. Есть даже такая расхожая формула: может, но не хочет. А с чего это он вдруг перестал хотеть? Никто не задумывается? Психологи говорят, причиной бывает усталость. Весь первый класс малыш старался из последних сил, проблема чтобы соответствовать требованиям взрослых. И этот непрерывный стресс его таки доконал – он больше не может постоянно «стоять на цыпочках», а каждое разочарованное или раздраженное замечание ухудшает ситуацию.

Встречается и прямо противоположная картина. Ребенок при поступлении в школу бегло читает, то есть весь первый год обучения расслабляется и бездельничает на уроках чтения. Поэтому когда одноклассники догоняют его по уровню, они оказываются в более выигрышном положении, потому что привыкли к постоянной нагрузке. А прошлогодний отличник никак не может включиться в работу. И если уж вы переусердствовали в подготовке к школе, подумайте, как обеспечить нагрузку своему ребенку во время уроков, посоветуйтесь с учителем. Если педагог считает, что ученику скучновато следовать программе, спросите, какое качественное пособие вы могли бы купить для дополнительных заданий во время урока. А чтобы ваш ребенок не чувствовал себя белой вороной, можно объединиться с родителями других бегло читающих детей.

Автор статьи: Елена Куценко



© mamuriki.ru http://mamuriki.ru/kak-nauchit-rebenka-chitat-v-shkole.html#ixzz3yvpIyZIm

Категория: Мои статьи | Добавил: Morskaia (01.02.2016)
Просмотров: 306 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/8
Всего комментариев: 2
1  
biggrin

0
2  

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Девиз
Поиск
Календарь
Интересно!
Методсовет Учительский портал
Отличник
Ваш профиль
Гость


Группа:
Гости
Время:12:05
Новости